Mask of the Betrayer – это аддон к Neverwinter Nights 2, ставший едва ли не более культовым, чем сама игра. По сути, это продолжение основной кампании с тем же героем (все уровни и способности переносятся в новую игру).
Однако оно гораздо более экзотично и нестандартно, чем основная игра. Далекие, самобытные земли Рашемена смотрятся очень необычно по сравнению с типичной атмосферой европейского средневековья кампании. Даже в самом названии земли уже можно увидеть параллель, но это еще не все сходство.
Для начала в Рашемене холодно. Очень. Леса, по которым героя вынуждают бродить случившиеся сюжетные обстоятельства, напоминают Сибирь, как видом, так и животными. Можно встретить каргу – местный вариант Бабы-Яги, причем очень похожий на нее внешне.
В городе, на котором завязано большое количество квестов, можно встретить берсерков по имени Юлия, Андрей и Сергей, а одну из ведьм-правительниц города зовут Катя. Окончательно аллегория завершается легендой о домике на курьих ножках, бегающем по местным таежным пространствам...
Сюжет, однако, на сказки уже не ссылается. Тут все в духе Neverwinter Nights: и общение с мертвыми богами, и блуждание по теневым измерениям, и выкашивание полчищ нежити... Нежить – это вообще такой враг вне категорий, так сказать, универсальный. Никто не любит нежить. Зачем изобретать что-то новое? Лучше пойти и убить еще немного нежити.
Чем особенно радует сюжет Mask of the Betrayer, так это отсутствием главного злодея. Игра заставит героя делать выбор между хаосом и порядком, приводя доводы в пользу как того, так и другого. И выбор этот довольно сложен, если вникать во все тонкости. Текста в игре столько, что любитель шутеров и слэшеров просто не сможет в нее играть: роликами оформлены только ключевые сцены, все остальное – тысячи и тысячи знаков текста.
Сюда относятся, кроме диалогов, всевозможные дневники, книги и свидетельства, которые лучше читать как можно внимательнее, если не хочешь провалить квесты.
Кстати, о квестах: в Mask of the Betrayer прекрасно раскрыта тема шаманских путешествий (потому что местная элита претендует именно на звание классических шаманов-духовидцев) благодаря персонажу по имени Ганн. Вместе с ним можно побродить по снам, где встречается еще немало забавных аллегорий.
В качестве закуски можно упомянуть встречающихся в игре джиннов (обыгранных именно так, как представляют их многие сказки) и последний элемент славянской аллегории: огромный волшебный медведь, путешествующий вместе с героем. Бревенчатые домики и коромысла прилагаются.