Добрый день. Что мы привыкли видеть в играх? Есть главный герой, есть сюжет, есть постановка, и есть монитор, который нас отделяет от этой истории и этого героя. Игра никогда не разговаривают с нами напрямую, она используют главного героя в качестве посредника между собой, и игроком.
Конечно, некоторые игры пытались преодолеть этот барьер, например в Postal 2 персонаж иногда разговаривал с нами, а в широко известном Max Payne главный герой подозревал, что находится в компьютерной игре. Но, как это часто бывает, до конца четвертую стену никто так и не доломал.
Сегодня мы поговорим об игре, которая попыталась доломать четвёртую стену. Обладая весьма мутной жанровой принадлежностью, игра несет в себе достаточно интересную концепцию. И я говорю, конечно же, о The Stanley Parable.
В чём сюжет? Есть парень, есть пустой офис, парень обнаруживает, что все его коллеги куда-то делись, и идёт разбираться. Много раз мы видели что-то подобное в инди-хоррорах. Но, здесь всё складывается более интересно.
Суть в том, что в игре присутствует, так называемый, рассказчик (Narator). Личность этого самого рассказчика нам не известна, мы знаем лишь то, что он управляет тем, что творится вокруг нас. Рассказчик как бы рассказывает игроку историю главного героя, меняя декорации по мере надобности.
Немного о главном герое. Главный герой, по сути дела, является исключительно плавающей камерой, которая может нажимать кнопки и открывать двери. У героя нет ни реплик, ни мотива, ни чего-либо ещё.
Теперь об игровом процессе. Суть его – простая бродилка с открыванием дверей и нажиманием кнопок. Даже квестов нету.
«И? В чём прикол этой игры?» - спросите вы. А прикол здесь в том, что хоть рассказчик и рассказывает историю, но мы можем всегда пойти по другому пути. Пример: в самом начале игры есть сцена, вы заходите в комнату, напротив вас две двери, и наратор говорит «Стэнли пошёл в дверь слева». И тут у вас появляется выбор, идти, как сказал рассказчик, или отправиться в дверь справа. И таких ситуаций в игре огромное количество.
Теперь о сломе четвёртой стены. Во-первых, мы не знаем, кто такой наратор, и кто такой Стэнли. Во-вторых, наратор понимает, что Стэнли управляется вами, и что Стэнли, просто ваш метод воздействия на мир. Например, в игре есть достижение, кликнуть по двери пять раз, когда вы идёте его выполнять… а в прочем, нет, не скажу вам, что будет дальше.
А теперь поговорим о том, что может вам помешать насладиться The Stanley Parable. Самой главной причиной, по который вы не сможете играть в Притчу о Стэнли, это то, что у рассказчика очень сложный английский. Временами он в своих рассуждениях уходит в такой отрыв, что становится трудно понимать его речь.
Но, если вы знаете английский на неплохом уровне, то вас эта игра не вызовет особых проблем. А если не знаете, то выучите, знание английского, всяко, лишним не будет. В игре, конечно, есть русские субтитры, но за их качество ручаться не могу.
Резюмируя. The Stanley Parable – глубокая, интересная, а главное, имеющая в себе интересную концепцию игра, в которую стоит поиграть абсолютно каждому.