В плену у виртуальной нереальности

Компьютерные игры активно формируют своих преданных почитателей из наших детей. Игра для них становится не просто развлечением, а жизненным кредо. У ребенка, увлеченного играми, своей виртуальной ролью в них, быстро возникает зависимость от волшебного мира по ту сторону экрана. Незаметно для себя он попадает в плен к мнимой реальности, и вызволять его из этого плена с каждым разом становится все трудней.

Забывая о живом общении с друзьями, активных играх на свежем воздухе, дети как завороженные, все свое свободное время проводят в компании своего виртуального друга. Неизбежным результатом подобной «дружбы» становятся проблемы со здоровьем, понижение успеваемости в школе и замкнутость в поведении.

Истоки причины игровой зависимости

Чаще всего компьютерная зависимость объясняется наличием определенных черт характера у личности. Зависимостью в большей степени страдают дети, имеющие определенные проблемы в общении со сверстниками. Как правило, они испытывают неуверенность в себе и склонны к низкой самооценке. Не проходящее чувство одиночества, а также желание самоутвердиться, способствуют стремлению ребенка к погружению в виртуальное пространство. Ведь именно здесь ему доступно превратиться в того, кем он мечтает быть в глубине души.

Напряженная обстановка в отношениях ребенка с родителями в неблагополучных семьях является одной из распространенных причин ухода от реальности.

Быстрая возбудимость нервной системы, слабая воля и повышенная азартность тоже являются причинами игровой зависимости. Повышение уровня адреналина у детей в процессе игры, способствует формированию привычки, и на подсознательном уровне они стремятся повторить эти ощущения.

Психологи высказывают мнение, что, так называемая, игромания активно развивается лишь у того ребенка, который имеет соответствующие предпосылки. В эту группу входят дети, которые не видят смысла в реальной жизни, но с легкостью обнаружили его в виртуальной. Теряя чувство времени, они погружаются в иллюзорный мир, забывая о жизненных проблемах, отбрасывая их на второй план.

Приходится сожалеть, что смысл большинства игр сводится к ужасам и жестокости. Устраняя виртуальных врагов, сюжет сводится к драке, бесконечной стрельбе и кровопролитию. Ребенок, со своей еще неокрепшей психикой, невольно примеривает на себя образ героя-победителя. Он начинает верить, что все можно решить с помощью силы. Это в результате неизбежно приведет к формированию грубости и агрессии. Появляются трудности в общении с близкими людьми, педагогами и одноклассниками, которые не понимают и не разделяют его фанатичное увлечение виртуальностью. Ребенок все больше уходит в себя или находит компанию подобных себе «игроманов».

Выделяют несколько основных симптомов игромании.

Во-первых – это повышенные положительные эмоции, сродни эйфории, от контактов с компьютером.

Во-вторых – отсутствие контроля за временем, когда в процессе игры дети забывают о делах, уроках, о еде. Стремление родителей как-то ограничить возможность поиграть, вызывает у них резкое возражение, отрицание каких бы то ни было аргументов против любимого увлечения, возможны проявления депрессии.

Как же справиться с этой проблемой

Известно, что трудности лучше не создавать, чем впоследствии их решать.

Ребенок изначально должен привыкнуть к мысли, что компьютером, так же, как и телевизором, можно пользоваться только следую определенному временному регламенту. Родители должны контролировать содержание игр, в которые играет их ребенок, исключая пропаганду насилия, разврата и у жестокости.

В случае, когда проблема уже возникла, следует начать борьбу с ней немедленно. Постарайтесь значительно увеличить время общения с сыном (чаще это бывают мальчики) или дочерью, стремитесь говорить с ними откровенно, искренне интересуйтесь их делами и увлечениями. Важен доверительный контакт между вами и детьми.

Вполне возможно, что возникшая компьютерная зависимость, начинает тяготить их, но самостоятельно выбраться из компьютерного плена бывает сложно.

Решительным шагом по выходу из сложившейся ситуации будет полное исключение контакта ребенка с компьютером. Одновременно необходимо предложить ему конкретную и равноценную замену в виде занятия спортом или в интересном кружке. В окружении сверстников, увлеченно занимающихся живым делом, ребенку будет легче избавиться от своей привязанности к мнимой реальности.

Старайтесь быть открытыми, дайте понять ребенку, что он горячо любим в семье, чтобы ощущение одиночества его покинуло раз и навсегда. Организуйте совместные культурные походы на выставки, концерты, в театры.

И последнее. Не редко бывает, что за развлечением с компьютерными играми, стоит неосознанное желание заняться чем-то другим, познавательным и творческим. Возможно, в ребенке живет будущий программист или креативный дизайнер.

Познакомьте своего отпрыска с развивающими программами, приобщите к этому процессу профессиональных педагогов, и как знать, может оказаться, что виртуальный мир принесет реальную пользу и положительно скажется на интеллектуальном развитии.