В знаменитом романе Оскара Уайльда каждое прегрешение Дориана Грея отражалось на его волшебном портрете очередной уродливой морщиной, сам же он не старел и был прекрасен. В жизни все мысли, чувства и действия отпечатываются на нашем лице и формируют изменения, которые опытный наблюдатель читает, как книгу.
Свой отпечаток на наше лицо накладывает не столько возраст, сколько наш характер и переживания.
Каждая мысль вызывает какие-то чувства, каждому чувству соответствует свое выражение лица, которое поддерживается сокращением или расслаблением определенных мимических мышц. Если ты находишься в раздумьях, у тебя морщится лоб, подавляешь страдание - поджимается и растягивается рот, сдерживаешь гнев - стискиваются челюсти. Постоянно работающие мышцы тянут за собой кожу, и она через некоторое время застывает в виде определенной складочки или бороздки, которая называется мимической морщинкой.
В отличие от возрастной морщины, мимическая поначалу никак не связана с дефицитом коллагена в глубоких слоях кожи. Дефицит возникает постепенно, с течением времени, и «увековечивает» складку. Невозможно думать, радоваться и удивляться, принимать решения, двигаться к цели, добиваться успеха и обладать лицом гладким, как ягодицы. Жизнь ума и сердца всегда оставит на нем свой след.
Сначала мужчины
Первые мимические морщины появляются к 20 годам. У мужчин обычно раньше, чем у женщин, потому что они, как это ни печально сознавать феминисткам, до сих пор больше думают и упорнее действуют. Еще древнекитайские физиономисты отмечали, что носогубные складки, отражающие способность человека двигаться к цели, у мужчины намечаются в 20 лет, а у женщины - к 30 годам. Но если девушка с юных лет взвалила на себя ответственность за семью, они у нее и в 18 могут прорезаться.
Напрасные хлопоты
Раз морщины выдают наш характер с потрохами - может, эстетическая медицина позволит стереть его черты с лица?
Ботокс ликвидирует вместе с морщинами и признаки интеллекта, поэтому вводить его нужно очень осторожно.
Однажды я увидела знакомого мужчину чуть за 40. И подумала: «Как я раньше не замечала, что у него глуповатый и хмурый вид!» Долго не могла сообразить, что с ним не так, а потом обнаружила - его высокий лоб, прежде перепаханный морщинами, стал безмятежно гладким. И создавалось впечатление, будто бы громадный, как каток, и не тронутый мыслью лоб довлеет над лицом и даже съезжает на глаза.
Мужчина сделал себе инъекции ботокса - уколы ботокс в лоб. И стал выглядеть не столько моложе, сколько глупее. Наполнители, изготовленные на основе гиалуроновой кислоты, маскируют морщину, но не убирают ее полностью. След от нее заметен, личность читаема.
Что же касается хирургической подтяжки лица - сразу после операции лицо становится гладким, но характер быстро возвращает на него основные черты, потому что чувства - прежние, мимические мышцы - работают, складочки - вновь «заламываются». И примерно через год личность опять на лице проявляется, такая же зловредная или благородная, как и раньше, только лет на семь-десять моложе.
Физиономисты прошлого считали, что неблаговидные поступки непременно отражаются на лице. Современные полагают, что по внешности можно судить о склонности к тем или иным порокам, но далеко не всегда человек делает то, к чему склонен.
Зигзагообразные хаотичные морщины на узком невысоком лбу, по мнению некоторых психиатров, говорят о слабости сдерживающих центров, расположенных в лобных долях мозга, - такой человек с трудом контролирует свои импульсы. Можно сказать, что у него «недоразвита совесть». Если он чувствует свою безнаказанность, то может совершить кражу или подлог. Сильные неконтролируемые желания буквально перекашивают его лицо.
Любопытная деталь видна на некоторых фотографиях режиссера Андрея Кончаловского - глубокая разветвляющаяся морщина в виде кривой буквы Y, начинающаяся на переносице и пересекающая лоб. Такой человек одновременно бывает как очень чуток, так и очень жесток и склонен к разрушению. В нем словно две личности живут.
Для творчества это хорошо. Для жизни - не очень: если подобная особенность не корригируется мощным интеллектом, такой человек способен к разрушительным и опасным для других действиям.