Ответственность перед законом всех участников международных автоперевозок

Ответственность отправителя и получателя при международных перевозках грузов автомобильным транспортом

Согласно ст. 7 КДПГ ответственность грузоотправителя в рамках международных автоперевозок из Европы сводится к возмещению издержек и убытков перевозчика, понесенных им вследствие недостаточности или неточности указания ряда сведений:

  • наименования и адреса грузоотправителя
  • мест принятия груза к перевозке и его сдачи
  • принятого обозначения характера груза, способа его упаковки
  • числа, маркировки и номеров грузовых мест
  • количества груза (массы брутто)
  • о запрещении перегрузки груза
  • о перечне товаросопроводительных документов, передаваемых перевозчику.

Исключение – если в накладной CMR не содержит указания на то, что перевозка проводится по правилам КДПГ, независимо от всяких оговорок.

Согласно ст. 10 отправитель несет ответственность за убытки перевозчика, причиненные ему грузом. Речь идет об ущербе транспортному средству перевозчика, лицам, оборудованию и иным грузам, который причинен вследствие дефекта упаковки, ненадлежащей погрузкой и креплением груза внутри транспортного средства, а также за любые расходы, которые могут быть вызваны повреждением упаковки груза. Исключение – при видимом и известном перевозчику повреждении упаковки, им не была сделана соответствующая отметка в накладной CMR.

Также грузоотправитель обязан дать указания, требуемые для проведения таможенного оформления грузов, их страхования, для составления накладной. Согласно ст. 11 КДЖПГ отправитель несет ответственность за ущерб, причиненный перевозчику вследствие неполноты или недостоверности указанных сведений. Отправитель ответственен за расходы и убытки перевозчика, обусловленные изменением отправителем договора перевозки. Конвенция не устанавливает размера ответственности отправителя – она определяется нормами национального применимого права.

Согласно КДПГ ответственность получателя не устанавливается: он не является договором перевозки. При международных перевозках из Европы в Россию на территории РФ применяются нормы Устава автомобильного транспорта (ФЗ от 08.11.2007 №259-ФЗ), которые в этой части противоречат нормам КДПГ (ч. 1 ст. 15). Согласно УАТ грузоотправитель обязан принять груз от перевозчика (за исключением случаев, когда вследствие повреждения или порчи груза, его невозможно использовать по прямому назначению). УАТ наделяет получателя правом требования возмещения по установленным правилам.