Речные перевозки грузов регулируются в России Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ РФ), а в международном сообщении несколькими международными Конвенциями и соглашениями.
К важнейшим международным конвенциям в сфере речных перевозок грузов относят Конвенцию о режиме судоходства на Дунае с изменениями от 1998 года, Братиславские соглашения 1955 г., Конвенцию о судоходстве по Рейну, Конвенцию о регистрации судов, Конвенцию об обмере судов внутреннего плавания, Соглашение об изменении некоторых постановлений Мангеймской конвенции и т.д.
Международное внутренне водное право находится лишь на этапе становления. Конвенции о регулировании речных грузовых перевозок только признаются отдельными странами. Крупнейшим международным соглашением в этой сфере стала Будапештская конвенция, унифицировавшая правовую базу в области заключения договоров речных грузовых перевозок. Конвенция вступила в силу в 2000 году. До этого момента порядок заключения договора перевозки устанавливался региональными соглашениями или национальным законодательством.
Правила перевозок грузов речным транспортом
В настоящее время ведется работа по совершенствованию, унификации, дополнению и изменению существующих правил перевозок грузов речным транспортом. В частности в рамках Группы экспертов по речному транспорту ведется работа по подготовке конвенций о договоре перевозки грузов по внутренним водным путям (КДВГ). Над проблемами перевозок грузов речным транспортом работают в УНИАДРА (Международный институт по унификации частного права). Рассматривается возможность применения Гамбургских правил при доставке грузов по рекам.
Внутренний водный (речной) транспорт наиболее развит в России, США, странах Европы. В Европе активно совершенствуется правовая база перевозок по рекам. В Южной Америке только заинтересованы в развитии перевозок речным транспортом. Так, в 1980 году состоялся съезд специалистов в городе Маракайбо (Венесуэла), на котором обсуждались вопросы создания единой речной транспортной системы с общей протяженностью путей сообщения свыше 45 тыс. км. Она должна была соединить Венесуэлу, Бразилию и Аргентину. Но дальше переговоров дело не пошло.