Первые две части «Мёртвого космоса» описываются как по-настоящему страшные, даже жуткие. В этом игра сравнивается с такой «классикой жанра», как Silent Hill. Атмосфера игры – тяжёлая, болезненная, даже, по словам некоторых, играть в первую и вторую части иногда «физически неприятно», и это – в хорошем смысле.
Третья игра серии, по-видимому, стала в определённом смысле компромиссом. Ведь если делать игру один в один похожую на предыдущие части, то получится уже не просто не так интересно, а и вовсе – самокопирование. Поэтому решено было ввести в хоррор добрую порцию элементов шутера от третьего лица. Играть, по мнению критиков, стало действительно менее страшно, однако, похоже, разработчики смогли избежать куда большего провала.
В Dead Space 3 Айзеку Кларку предстоит сражаться с юнитологами – последователями загадочной религии, претендующими на мировое господство. Чем не параллель с реально существующими сайентологами? Юнитологи отлично дополняют хорошо знакомых противников – некроморфов.
Dead Space 3 во многом напоминает другого представителя «космического» хоррор-шутера – серию Lost Planet. Так, игроку теперь стали доступны перекаты, приседания и возможность прятаться за укрытиями. Прятаться могут и противники. Это одно из самых заметных сходств с упомянутой серией. Геймеры, однако, называют это нововведение излишним, поскольку процесс уничтожения противников значительно упрощается.
То же самое можно сказать и о втором новшестве – напарнике, с которым игра и вовсе превращается в детскую забаву. Хотя напарник может быть и полезен, с ним игра генерирует новые эмоции. Напарник будет защищать вас в тот момент, когда вы решаете очередную головоломку. Хотя это тоже может оказаться не так уж и нужно, ведь головоломки не отличаются сложностью. Однако всё меняется, если мы «пересаживаемся» с Кларка на Карвера: нам открываются новые сюжетные коллизии, кроме того – у напарника имеются столь желанные галлюцинации, отсутствующие у «выздоровевшего» главного героя.
Айзек больше не испытывает галлюцинаций, и это тоже несколько снижает качество игры, хотя кому-нибудь они могли и приесться. Тем не менее, сами монстры и юнитологи атакуют чаще и активнее. В общем – «шутер» явно перевесил «хоррор», игра стала насыщенной, активной стрелялкой. Расправляться с противниками помогает и абсолютно новая для серии функция – крафтинг. Из собранных элементов герой может собирать аптечки, экипировку и, само собой, оружие. Одна из самых мощных пушек может быть создана из шести таких элементов, притом от их количества возможности оружия различаются.
Игровое пространство, в целом, осталось прежним: мы путешествуем по тесным коридорам заброшенных станций, шахт, но этот ад клаустрофоба время от времени сменяется вау-сценами, позволяющими нам вздохнуть полной грудью: то мы расстреливаем какого-то огромного жука, то управляем звездолётом. Сцены длятся недолго и не успевают надоесть.